ОПЕРА: УЗНАТЬ И ПОЛЮБИТЬ


Курс уже идет. Чтобы уточнить наличие мест на встречах и присоединиться к ним, оставьте заявку в конце страницы.



9 — 23 апреля (по вторникам и четвергам),
19:00

Авторский курс Константина Черкасова


Создавая этот курс, мы ставили перед собой задачу показать, как смотреть, слушать и понимать оперу.


Этот многослойный и сложный жанр до сих пор по праву считается самым престижным из всех видов искусств. Сочетая в себе музыкальное, драматическое, литературное — и даже танцевальное искусство, опера подразумевает широкую насмотренность и открытое восприятие. Оперный зритель — особенный, и стать частью мира большого искусства — удача и мало с чем сравнимое переживание. Особенно с мудрым проводником, который знает, с чего начать — и чем очаровать тех, кто только открывает свою дверь в оперу.

Авторский курс Константина Черкасова


Создавая этот курс, мы ставили перед собой задачу показать, как смотреть, слушать и понимать оперу.


Этот многослойный и сложный жанр до сих пор по праву считается самым престижным из всех видов искусств. Сочетая в себе музыкальное, драматическое, литературное — и даже танцевальное искусство, опера подразумевает широкую насмотренность и открытое восприятие. Оперный зритель — особенный, и стать частью мира большого искусства — удача и мало с чем сравнимое переживание. Особенно с мудрым проводником, который знает, с чего начать — и чем очаровать тех, кто только открывает свою дверь в оперу.

Вам подойдет этот курс, если вы хотите
Научиться смотреть и слушать оперу
и убедиться, что для этого не нужно специальное образование
Собрать знания в цельную картину
и с легкостью считывать отсылки к опере в массовой культуре
Сократить дистанцию и найти «свою» оперу,
чтобы иметь возможность чувствовать ее и пропускать через себя
Изучить новый язык оперы
и научиться свободно говорить на нем в кругах ценителей искусства
Освоить новый источник идей и вдохновения,
опираясь на традиции «большого» искусства
Повысить уровень насмотренности для собственных проектов,
наблюдая, как оперные режиссёры используют различные сценические решения
Вам подойдет этот курс, если вы хотите
Научиться смотреть и слушать оперу
и убедиться, что для этого не нужно специальное образование
Собрать знания в цельную картину
и с легкостью считывать отсылки к опере в массовой культуре
Сократить дистанцию и найти «свою» оперу,
чтобы иметь возможность чувствовать ее и пропускать через себя
Изучить новый язык оперы
и научиться свободно говорить на нем в кругах ценителей искусства
Освоить новый источник идей и вдохновения,
опираясь на традиции «большого» искусства
Повысить уровень насмотренности для собственных проектов,
наблюдая, как оперные режиссёры используют различные сценические решения
Содержание курса
9 апреля (вт) 19:00
Лекция 1.

ОПЕРНЫЕ СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВАМ ТОЧНО НУЖНО ЗНАТЬ. ЧАСТЬ I
Какими словами щегольнуть перед теми, кто разбирается в опере.

Отчаянная попытка рассказать за 1,5 часа о первых 250 годах существования оперного жанра и предпосылках его зарождения. Начнем с античного греческого театра, заскочим в японский театр «Но», вернемся в Европу конца XVI века и начнем говорить о развитии оперы в Италии, Франции, Германии, Англии и России. Оперы-сериа и французская лирическая трагедия, оперы-буффа и комедии-балеты — от Монтеверди и Люлли через Рамо, Глюка и Моцарта к Глинке, Керубини, Бетховену и Вагнеру. Остановимся приблизительно в середине XIX века.
11 апреля (чт) 19:00
Лекция 2.

ОПЕРНЫЕ СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВАМ ТОЧНО НУЖНО ЗНАТЬ. ЧАСТЬ II
Какими словами щегольнуть перед теми, кто разбирается в опере.

Еще более отчаянная попытка рассказать за 1,5 часа о последующих годах существования оперного жанра. Русская национальная опера, французская лирическая опера времен belle époque, вагнеровские оперы тотального Gesamtkunstwerk’а, оперы зарождающегося модернизма и советский оперный театр — в программе лекции: Вагнер и Верди, Бизе и Массне, Пуччини и Джордано, Мусоргский и Римский-Корсаков, Рихард Штраус и Альбан Берг.
16 апреля (чт) 19:00
Лекция 3.

ДИРИЖЕР VS РЕЖИССЕР 
VS ИНТЕНДАНТ:
Кто главный в оперном театре

Вероятно, самая «историческая» лекция курса: разным эпохам — разные главные герои. Примадонны или кастраты? Либреттисты или художники? Как долго оперный спектакль шел к визуальному стилистическому единообразию? Что такое декорации из подбора, и в чем заключалась революция спектаклей Мамонтовской оперы и Оперы Зимина? Когда в оперном театре появился режиссер в современном значении этого слова? Почему дирижер Герберт фон Караян предпочитал ставить спектакли сам, а режиссер Владимир Немирович-Данченко отчаянно искал себе в команду дирижера-единомышленника? И как интендантам уровня Рольфа Либермана, Жерара Мортье или Клауса Бахлера удавалось создавать безупречные постановочные группы?
18 апреля (чт) 19:00
Лекция 4.

КОГО СЛУШАТЬ И ЗАЧЕМ:
Великие оперные певцы и спектакли XX—XXI века

Карузо, Шаляпин, Каллас и Нетребко — наверное, лишь эти фамилии что-то скажут современному слушателю-неофиту. Тем не менее, в истории оперного театра намного больше славных имён. В первую очередь поговорим о тех певцах и певицах, чьи голоса доступны на аудио- и видеозаписях. Мы узнаем, чьи интерпретации являются «золотым стандартом» оперного искусства, кого Франко Дзеффирелли считал главными потрясениями своей творческой биографии, как Мария Каллас вытащила из небытия целый пласт оперной музыки, почему великая вагнеровская примадонна Биргит Нильссон считала, что главное в спектакле — это удобные туфли, и почему за 400 с лишним лет существования оперы главным на сцене остается все равно певец?
23 апреля (вт) 19:00
Лекция 5.

О ЧЕМ ГОВОРИТ ЗАЛЬЦБУРГСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ?:
Об оперных театрах и смотрах в Европе

Зальцбург или Пермь? Экс-ан-Прованс или Нижний Новгород? Москва или?.. Поговорим об оперных и музыкальных фестивалях в Европе и России, а также о том, где стоит провести качественный культурный уик-энд вне зависимости от того, есть ли у вас действующая шенгенская виза.
Содержание курса
9 апреля (вт) 19:00
Лекция 1.

ОПЕРНЫЕ СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВАМ ТОЧНО НУЖНО ЗНАТЬ. Часть I
Какими словами щегольнуть перед теми, кто разбирается в опере. Часть I


Отчаянная попытка рассказать за 1,5 часа о первых 250 годах существования оперного жанра и предпосылках его зарождения. Начнем с античного греческого театра, заскочим в японский театр «Но», вернемся в Европу конца XVI века и начнем говорить о развитии оперы в Италии, Франции, Германии, Англии и России. Оперы-сериа и французская лирическая трагедия, оперы-буффа и комедии-балеты — от Монтеверди и Люлли через Рамо, Глюка и Моцарта к Глинке, Керубини, Бетховену и Вагнеру. Остановимся приблизительно в середине XIX века.

11 апреля (чт) 19:00
Лекция 2.

ОПЕРНЫЕ СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВАМ ТОЧНО НУЖНО ЗНАТЬ. Часть I
Какими словами щегольнуть перед теми, кто разбирается в опере. Часть II


Еще более отчаянная попытка рассказать за 1,5 часа о последующих годах существования оперного жанра. Русская национальная опера, французская лирическая опера времен belle époque, вагнеровские оперы тотального Gesamtkunstwerk’а, оперы зарождающегося модернизма и советский оперный театр — в программе лекции: Вагнер и Верди, Бизе и Массне, Пуччини и Джордано, Мусоргский и Римский-Корсаков, Рихард Штраус и Альбан Берг.

16 апреля (чт) 19:00
Лекция 3.

ДИРИЖЕР VS РЕЖИССЕР 
VS ИНТЕНДАНТ:
Кто главный в оперном театре


Вероятно, самая «историческая» лекция курса: разным эпохам — разные главные герои. Примадонны или кастраты? Либреттисты или художники? Как долго оперный спектакль шел к визуальному стилистическому единообразию? Что такое декорации из подбора, и в чем заключалась революция спектаклей Мамонтовской оперы и Оперы Зимина? Когда в оперном театре появился режиссер в современном значении этого слова? Почему дирижер Герберт фон Караян предпочитал ставить спектакли сам, а режиссер Владимир Немирович-Данченко отчаянно искал себе в команду дирижера-единомышленника? И как интендантам уровня Рольфа Либермана, Жерара Мортье или Клауса Бахлера удавалось создавать безупречные постановочные группы?
18 апреля (чт) 19:00
Лекция 4.

КОГО СЛУШАТЬ И ЗАЧЕМ:
Великие оперные певцы и спектакли XX—XXI века


Карузо, Шаляпин, Каллас и Нетребко — наверное, лишь эти фамилии что-то скажут современному слушателю-неофиту. Тем не менее, в истории оперного театра намного больше славных имён. В первую очередь поговорим о тех певцах и певицах, чьи голоса доступны на аудио- и видеозаписях. Мы узнаем, чьи интерпретации являются «золотым стандартом» оперного искусства, кого Франко Дзеффирелли считал главными потрясениями своей творческой биографии, как Мария Каллас вытащила из небытия целый пласт оперной музыки, почему великая вагнеровская примадонна Биргит Нильссон считала, что главное в спектакле — это удобные туфли, и почему за 400 с лишним лет существования оперы главным на сцене остается все равно певец?
23 апреля (вт) 19:00
Лекция 5.

О ЧЕМ ГОВОРИТ ЗАЛЬЦБУРГСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ?:
Об оперных театрах и смотрах в Европе


Зальцбург или Пермь? Экс-ан-Прованс или Нижний Новгород? Москва или?.. Поговорим об оперных и музыкальных фестивалях в Европе и России, а также о том, где стоит провести качественный культурный уик-энд вне зависимости от того, есть ли у вас действующая шенгенская виза.

После курса вы...

→ Сформируете представление о том, какая опера вам нравится, на что в ней смотреть, как слушать и как понимать происходящее,


→ Научитесь читать исторический и культурный код оперы, находить пересечения и отсылки в современной культуре,


→ Соберете свою программу для углубленного знакомства с оперой — и сделаете ее частью своей повседневности.


После курса вы...

→ Сформируете представление о том, какая опера вам нравится, на что в ней смотреть, как слушать и как понимать происходящее,


→ Научитесь читать исторический и культурный код оперы, находить пересечения и отсылки в современной культуре,


→ Соберете свою программу для углубленного знакомства с оперой — и сделаете ее частью своей повседневности.





«Я не ставлю перед собой задачу вместить за 5 вечеров 400 с лишним лет истории этой странной, но притягательной дамы под именем «опера». Тем не менее, за эти 5 встреч я постараюсь ввести слушателей курса в определенную систему координат.

Кого слушать и зачем, чьи спектакли смотреть, каких исполнителей нужно обходить за пушечный выстрел, и в какие оперные театры все еще стоит стремиться попасть? С кем из великих певцов прошлого выдерживают сравнение исполнители нашего времени; что стало лучше, а что безвозвратно исчезло».

ЛЕКТОР: Константин Черкасов
Историк театра. Заместитель Начальника Литературно-издательского отдела по рекламе и информации Большого театра России. Исполнительный директор Фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в ГМИИ им. А. С. Пушкина. В сезоне 2020/21 — эксперт совета по музыкальному театру Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска». Публикуется в журналах «Большой театр», «Театр», «Вопросы театра».
  • Константин Черкасов
    Историк театра. Заместитель Начальника Литературно-издательского отдела по рекламе и информации Большого театра России. Исполнительный директор Фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в ГМИИ им. А. С. Пушкина. В сезоне 2020/21 — эксперт совета по музыкальному театру Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска». Публикуется в журналах «Большой театр», «Театр», «Вопросы театра».
Как проходят лекции?
Каждая лекция — это плотный, насыщенный вечер в «Палатах», где за общим столом и неспешной, обстоятельной беседой происходит чтение лекций, просмотр фрагментов спектаклей, обсуждения постановок, певцов, режиссеров и театров.
Стоимость одной встречи: 10 000
Оставьте заявку, если хотите присоединиться к одной или нескольким встречам. Мы свяжемся с вами в течение одного рабочего дня и уточним наличие мест.
Вопросы