ОПЕРА: ОТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ К СПЕКТАКЛЮ

Авторский курс Михаила Мугинштейна



Пять встреч по средам

с 18 сентября по 16 октября

19:00

Опера — один из старейших и бесспорно великих видов искусства. Какие внутренние силы питают этот жанр, вобравший в себя литературный, музыкальный и певческий гении?


Литературный сюжет и история, которую рассказывает музыка, связаны друг с другом многими нитями. Как же слушать оперу, чтобы услышать диалог писателя и композитора?


Как из диалога литературы и музыки рождаются величайшие произведения искусства? Вместе с признанным оперным экспертом Михаилом Мугинштейном мы проследим этот путь и научимся не только понимать, но и любить этот жанр.




Опера — один из старейших и бесспорно великих видов искусства. Какие внутренние силы питают этот жанр, вобравший в себя литературный, музыкальный и певческий гении?


Литературный сюжет и история, которую рассказывает музыка, связаны друг с другом многими нитями. Как же слушать оперу, чтобы услышать диалог писателя и композитора?


Как из диалога литературы и музыки рождаются величайшие произведения искусства? Вместе с признанным оперным экспертом Михаилом Мугинштейном мы проследим этот путь и научимся не только понимать, но и любить этот жанр.

Вам подойдет этот курс, если вы хотите
Научиться смотреть и слушать оперу
и убедиться, что для этого не нужно специальное образование
Собрать знания в цельную картину
и с легкостью считывать отсылки к опере в массовой культуре
Сократить дистанцию и найти «свою» оперу,
чтобы иметь возможность чувствовать ее и пропускать через себя
Изучить новый язык оперы
и научиться свободно говорить на нем в кругах ценителей искусства
Освоить новый источник идей и вдохновения,
опираясь на традиции «большого» искусства
Повысить уровень насмотренности для собственных проектов,
наблюдая, как оперные режиссёры используют различные сценические решения
Вам подойдет этот курс, если вы хотите
Научиться смотреть и слушать оперу
и убедиться, что для этого не нужно специальное образование
Собрать знания в цельную картину
и с легкостью считывать отсылки к опере в массовой культуре
Сократить дистанцию и найти «свою» оперу,
чтобы иметь возможность чувствовать ее и пропускать через себя
Изучить новый язык оперы
и научиться свободно говорить на нем в кругах ценителей искусства
Освоить новый источник идей и вдохновения,
опираясь на традиции «большого» искусства
Повысить уровень насмотренности для собственных проектов,
наблюдая, как оперные режиссёры используют различные сценические решения
Содержание курса
18 сентября (ср) 19:00
Лекция 1.

«ТРАВИАТА» ВЕРДИ


«Травиата» утверждает новое направление романтической музыкальной драмы — лирико-психологическая опера.
Как образ падшей куртизанки занял свое место рядом с идеальными героинями Беллини и Доницетти?Почему «Травиату» называют «первой оперой повседневности»?

25 сентября (ср) 19:00
Лекция 2.

«КАРМЕН» БИЗЕ: МИФ КУЛЬТУРЫ


Как история о любовном треугольнике, свободе выбора и взаимоотношениях между мужчинами и женщиной приобрела свою ритуальную суть? Трагическая ирония как основная категория в эстетическом измерении оперы?
2 октября (ср) 19:00
Лекция 3.

«ПИКОВАЯ ДАМА» ЧАЙКОВСКОГО:
ДИАЛЕКТИКА ЛЮБВИ И ИГРЫ

«Пиковая дама» — вершина психологической оперы-драмы. Обостренный трагизм, предельность бытия, сопряжение любовной тоски и страха смерти: как в опере отразится кризис романтизма XIX столетия?
9 октября (ср) 19:00
Лекция 4.

«ОТЕЛЛО» ВЕРДИ:
ТРАГЕДИЯ ОДИНОЧЕСТВА

«Отелло» — вершина романтизма и психологической оперы-драмы 2-й половины XIX века. Произведение, ставшее символичным финалом итальянской романтической оперы. Почему именно трагическая история Отелло о романтическом одиночестве стала важна для эпохи?
16 октября (ср) 19:00
Лекция 5.

«БОГЕМА» ПУЧЧИНИ

Эпитет «богема» не сводится к приключениям четырех артистов-мушкетеров Латинского квартала с их подружками. Как опера рассказывает о неумолимой смене времен, интенсивности жизни и остроте пограничной ситуации.
После курса вы...

→ Сформируете представление о том, какая опера вам нравится, на что в ней смотреть, как слушать и как понимать происходящее,


→ Научитесь читать литературный и исторический код оперы, находить пересечения и отсылки в современной культуре,


→Станете замечать, как музыка помогает раскрыть сюжет — и видеть, как композитор может спорить с автором произведения

→ Соберете свою программу для углубленного знакомства с оперой — и сделаете ее частью своей повседневности.


После курса вы...

→ Сформируете представление о том, какая опера вам нравится, на что в ней смотреть, как слушать и как понимать происходящее,


→ Научитесь читать литературный и исторический код оперы, находить пересечения и отсылки в современной культуре,


→Станете замечать, как музыка помогает раскрыть сюжет — и видеть, как композитор может спорить с автором произведения


→ Соберете свою программу для углубленного знакомства с оперой — и сделаете ее частью своей повседневности.


Михаил Мугинштейн
Историк и теоретик оперы, драматург, автор 3-х томной энциклопедии «Хроника мировой оперы». Президент оперной премии «Casta Diva». Заслуженный деятель искусств РФ, профессор.
  • Михаил Мугинштейн
    Историк и теоретик оперы, драматург, автор 3-х томной энциклопедии «Хроника мировой оперы». Президент оперной премии «Casta Diva». Заслуженный деятель искусств РФ, профессор.